Читайте также: » О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Финал. « О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Часть III. « Недра гибкомании. И многое другое |
Весьма субъективные заметки Поводом для написания этого небольшого текста послужили ответы нового участника Плазмы по имени Gigantoheir на вопросы DM_NG о том как он дошел до такой жизни. И в этой дискуссии и раньше многие отмечали, что со временем их пристрастия и интересы в области гибкости не оставались неизменными, но изменялись и, иногда, весьма сильно. То, что казалось сверхъестественным много лет назад, сейчас кажется просто неинтересным. Хотя иногда бывает и наоборот. Я начал сочинять ответ для форума, но захотелось проиллюстрировать некоторые моменты, да и объем ответа стал великоват. Так что я решил назвать это статьей и послать в редакцию.
Наверно многие поклонники гибкости могут припомнить что в школьные времена одноклассница, которая "умеет делать шпагат" считалась выдающейся личностью, хотя ее шпагаты могли быть не полными и корявыми. Сейчас нам может быть просто лень сохранять на диске такие вот фото:
В те школьные годы я не только не имел понятия о возможности таких провисных шпагатов, которые сейчас делают большинство гимнасток-художниц. Мне кажется, даже если бы я вдруг увидел такой шпагат со стульев я бы наверно его просто "не понял". Т.е. не опознал бы его как упражнение из той же серии, только более сложное. Могу сказать то же самое и о гибкости позвоночника назад. Мостик на меня производил тогда большее впечатление чем более крутой прогиб выполненный допустим в стойке на руках или лежа на животе. Очевидно, что я в этом был не одинок. Недавно встретил в конференции Натальи Пакуевой о художественной гимнастике восторженный вопрос поклонницы Алины Кабаевой. Речь шла о фотографии Алины в позе, показавшейся зрительнице "невообразимой" и "небывалой". Я не знаю конкретно какое фото имелось в виду, но видимо что то подобное этому:
Конечно, подобная поза практически не встречалась в ХГ до Алины Кабаевой. Но - перед нами типичная ситуация - человек впервые понял, что он собственно видит. Скорее всего, эта восторженная зрительница не раз видела в цирке, да и у художниц такую гибкость, но только теперь до нее "дошло". И сама Алина демонстрировала такой уровень гибкости и в других положениях, но зрительница этого не замечала.
Итак, у каждого фаната гибкости происходит некоторая эволюция в пристрастиях и в восприятии. Отчасти это связано с таким вот "неумением видеть" - т.е. просто непониманием того, что происходит. Новичок бывает неспособен понять, насколько сильно и в каких местах тела гнется исполнитель или что две разные позы - это, с точки зрения проявленной гибкости, в сущности одно и то же положение тела, но, например, перевернутое.
О себе могу сказать, что когда то давно шпагат на полу производил на меня
гораздо большее впечатление чем подъем ноги вверх. Я просто не понимал, что для
такого подъема нужен больше чем просто шпагат:
Понадобилось какое то время, чтобы научиться ценить красоту таких равновесий и затяжек ног. В них оказывается есть своя прелесть. Хотя, обычный шпагат на полу, по прежнему, не оставляет меня равнодушным. В него можно так пластично опуститься и так сидеть - с видом "как будто так и надо"... Одна из причин изменения восприятия - это рост квалификации зрителя. Помимо этого, может и просто меняться настроение, пристрастие. к чему либо. Важную роль играют какие то особые случаи: то что понравилось один раз хочется увидеть еще и еще. То что повторяется постоянно - постепенно приедается... Тут все настолько индивидуально, что, пожалуй, невозможно вывести какие то общие закономерности. Большую роль в изменении восприятия играют средства массовой информации. Когда в 19м веке в город приезжал цирк-шапито туда шел совершенно свежий и мало что видевший зритель. Что бы называться "женщиной-змеей" исполнительница должна была быть лишь немного гибче среднестатистического человека. На протяжении 20го века все сильно изменилось. Журналы, кино и телевидение быстро подняли планку "невозможного" и "невероятного". Конкуренция заставляла исполнителей совершенствоваться. Это же справедливо и в отношении гибкости в спорте. В тех видах спорта, где демонстрация гибкости приносила баллы (художественная гимнастика, акробатика и т.п.) за несколько десятилетий произошли радикальные изменения. Достаточно просмотреть журналы и книги по этим видам спорта чтобы почувствовать разницу между 60-ми, 80-ми, 90-ми... Так что еще одна причина "переоценки ценностей" ─ это то, что со временем видишь такое чего не видел раньше.
Таким образом, я насчитал три причины изменения пристрастий: Еще несколько примеров из личного опыта автора. Недавно VYUV дал мне найденное им в сети видео выступления
Дали Куткайте (для меня этот клип имеет особую сентиментальную ценность). Обсудили
увиденное. VYUV ─ как человек несколькими годами помоложе
─ не мог поверить, что Куткайте в
свое время мне казалась просто "гуттаперчевой девочкой" без
единой косточки в теле. До прямой ноги (одной) назад
доставала головой - с ума сойти можно:
В то время (начало 80-х) гимнастками как раз был освоен этот уровень гибкости. Возможно, что просто на Дале Куткайте я впервые это заметил... Но, мне все-таки кажется, что Даля была одной из первых.
К тому же Куткайте - как приближенная к Европе жительница Прибалтики - одна из первых стала
выступать в купальнике из чистой синтетики, которые казались - ну очень
обтягивающими. Я даже читал где то (в тогдашней периодике) осуждение этой
практики. Смысл высказываний был такой: "ну зачем уж добиваться такого полного обтекания и отсутствия
складок на одежде...? Наше старое доброе х/б трико и здоровее и приличнее..."
Предлагаю всем взглянуть самим о чем идет речь. Посмотрите как выглядят ее
купальники в сравнении с современными
костюмами :))) Были периоды в 80-е -- 90-е когда у гимнасток можно было
буквально все ребра пересчитать... Но, тема эволюции гимнастического купальника
пожалуй потянет на отдельную статью! Желательно привлечь специалистов, а лучше -
специалисток:) А пока, не могу отказать себе в
удовольствии - помещу здесь еще одно фото Дали Куткайте:
Еще одной из художниц, ассоциирующихся у меня с новым уровнем гибкости была
Венера Зарипова (не путать с Аминой, новички! С Каримой Зариповой - тоже не
путайте:))). Венера Зарипова - экстремалка 80-х годов:
Опять же, "квалифицированный зритель" понимает, в отличие от меня тогдашнего, что для того чтобы эту позу принять в прыжке, нужно иметь изрядный запас пассивной растяжки и гибкости. Это фото я впервые увидел находясь в гостях у знакомого. Оно было в очередном номере "Комсомольской правды" в которую мой друг уже успел что то завернуть. В те годы КП выписывали почти все, в том числе и я. Помню, что я еле дождался момента когда дошел до дома и вытащил из почтового ящика свой экземпляр газеты. Фото я немедленно вырезал. Когда то оно было черно-белое. Вот эта вырезка перед вами - пожелтевшая от времени. К стати, подобных "историй с фотографией" и "фотографий с историей" вероятно могут многие рассказать. Предлагаю излагать иногда в газете какие то памятные случаи - может быть забавно:)
Номер китаянки Li Li Ping я увидел впервые по ТВ в 80-е годы (сопоставив с
другими жизненными событиями могу сказать точно, что это было до 1986г). Мне это
показалось чем то запредельным - краем света. Сейчас же, я уже знаю, что китаянки (тогда особенно)
больше работают на тазобедренных суставах...
Сейчас этот номер Li Li Ping смотрится больше как эквилибр с пиалами. Тогда,
когда она лежа на груди согнула ноги и обхватила их руками у меня крышу снесло.
Примерно вот, что это было:
Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что Ли Ли Пинг тогда была погибче, чем на этом фото.
Еще в одной цирковой программе видел номер двух монголок (имена типа Оуючинмэг иЭрденцецег).
Выглядели они похоже на эти фото, хотя, очень вероятно это "клоны" - аналогичные
номера (у монголок номера часто передавались от одного исполнителя другому):
Они как раз гнулись вполне каучуково - в позвоночнике, делали двойные и тройные складки. Сейчас тоже смотрелось бы хорошо - но, им обоим было далеко до Кристины Киреевой, Иванки и многих других артисток дошедших в разминании позвоночника кажется уже до анатомических пределов. Кажется уже и гнуться больше некуда... Интересно, что дальше они придумают гнуть? Тогда же мне казалось что у этих монголок тела просто расплавились и потекли - особенно когда одна сложилась в тройную складку а другая на ней сделала стойку. Впечатление усугублялось тем, что в отличие от тогдашних китаянок, одетых по их китайскому "канону" (все тело закрыто, ша ногах просто брюки в которых удобней работать в поле, чем исполнять каучук), монголки были в таких блестящих бикини - тогда это казалось просто минимумом возможной одежды. Приведенное выше фото (слева, цветное) я увидел в свое время в журнале "Монголия" и вертел его так и эдак... Надо сказать, оно мне и сейчас нравится, несмотря на то, что я видел спины и погибче.
Помню, было фото в газете "Собеседник"
(тоже в 80-е годы) от которого я не мог глаз оторвать... Кажется - это оно:
Современный фан может сказать - ничего особенного. Для меня "особенным" поражающим фактором тогда было именно их взаимное расположение - такая зигзагообразная конструкция... Костюм тоже хорошо работал на образ "змеиности" и "безкостности". Опять же, с тех пор доводилось встречать и кое что более змеиное во всех смыслах. И раз уж зашла речь о монголках, приведу пару фотографий номера, который я видел в Ярославле в 1988г. своими глазами. И тоже, тогда он мне показался совершенно экстремальным и запредельным. Трудно сказать, как бы я его оценил сейчас. По моему, в номере был трюк, когда голова девушки проходила между прямыми (или почти прямыми) ногами...
Фото слева - из газеты "Советсткая культура" (29 октября 1988г), справа - из ярославской областной газеты "Юность". На этом, я, пожалуй, закончу делиться воспоминаниями с комментариями. По моему, приведенное вполне подтверждает предложенную "теорию изменения вкусов" фанов конторсии. Любопытно, что еще готовит нам будущее... Что то мы будем смотреть? SnakeL, Ночь с 3-го на 4-е декабря 2003, Ярославль |
Назад на плазму |