Наше время идёт! Читайте также:
» О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Финал.
« О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Часть III.
« Недра гибкомании.
• И многое другое

SnakeL: 12 декабря 2003, № 26
Как меняется восприятие конторсии со временем.

Весьма субъективные заметки

Поводом для написания этого небольшого текста послужили ответы нового участника Плазмы по имени Gigantoheir на вопросы DM_NG о том как он дошел до такой жизни. И в этой дискуссии и раньше многие отмечали, что со временем их пристрастия и интересы в области гибкости не оставались неизменными, но изменялись и, иногда, весьма сильно. То, что казалось сверхъестественным много лет назад, сейчас кажется просто неинтересным. Хотя иногда бывает и наоборот.

Я начал сочинять ответ для форума, но захотелось проиллюстрировать некоторые моменты, да и объем ответа стал великоват. Так что я решил назвать это статьей и послать в редакцию.

Наверно многие поклонники гибкости могут припомнить что в школьные времена одноклассница, которая "умеет делать шпагат" считалась выдающейся личностью, хотя ее шпагаты могли быть не полными и корявыми. Сейчас нам может быть просто лень сохранять на диске такие вот фото:

 

Шпагат который когда то казался
пределом возможностей

В те школьные годы я не только не имел понятия о возможности таких провисных шпагатов, которые сейчас делают большинство гимнасток-художниц. Мне кажется, даже если бы я вдруг увидел такой шпагат со стульев я бы наверно его просто "не понял". Т.е. не опознал бы его как упражнение из той же серии, только более сложное. Могу сказать то же самое и о гибкости позвоночника назад. Мостик на меня производил тогда большее впечатление чем более крутой прогиб выполненный допустим в стойке на руках или лежа на животе.

Очевидно, что я в этом был не одинок. Недавно встретил в конференции Натальи Пакуевой о художественной гимнастике восторженный вопрос поклонницы Алины Кабаевой. Речь шла о фотографии Алины в позе, показавшейся зрительнице "невообразимой" и "небывалой". Я не знаю конкретно какое фото имелось в виду, но видимо что то подобное этому:

 

Алина Кабаева

Конечно, подобная поза  практически не встречалась в ХГ до Алины Кабаевой. Но - перед нами типичная ситуация - человек впервые понял, что он собственно видит. Скорее всего, эта восторженная зрительница не раз видела в цирке, да и у художниц такую гибкость, но только теперь до нее "дошло". И сама Алина демонстрировала такой уровень гибкости и в других положениях, но зрительница этого не замечала.

Итак, у каждого фаната гибкости происходит некоторая эволюция в пристрастиях и в восприятии.

Отчасти это связано с таким вот "неумением видеть" - т.е. просто непониманием того, что происходит. Новичок бывает неспособен понять, насколько сильно и в каких местах тела гнется исполнитель или что две разные позы - это, с точки зрения проявленной гибкости, в сущности одно и то же положение тела, но, например, перевернутое.

О себе могу сказать, что когда то давно шпагат на полу производил на меня гораздо большее впечатление чем подъем ноги вверх. Я просто не понимал, что для такого подъема нужен больше чем просто шпагат:

Александра Тимошенко

Татьяна Титова

Понадобилось какое то время, чтобы научиться ценить красоту таких равновесий и затяжек ног. В них оказывается есть своя прелесть. Хотя, обычный шпагат на полу, по прежнему, не оставляет меня равнодушным. В него можно так пластично опуститься и так сидеть - с видом "как будто так и надо"...

Одна из причин изменения восприятия - это рост квалификации зрителя.

Помимо этого, может и просто меняться настроение, пристрастие. к чему либо. Важную роль играют какие то особые случаи: то что понравилось один раз хочется увидеть еще и еще. То что повторяется постоянно - постепенно приедается... Тут все настолько индивидуально, что, пожалуй, невозможно вывести какие то общие закономерности.

Большую роль в изменении восприятия играют средства массовой информации. Когда в 19м веке в город приезжал цирк-шапито туда шел совершенно свежий и мало что видевший зритель. Что бы называться "женщиной-змеей" исполнительница должна была быть лишь немного гибче среднестатистического человека. На протяжении 20го века все сильно изменилось. Журналы, кино и телевидение быстро подняли планку "невозможного" и "невероятного". Конкуренция заставляла исполнителей совершенствоваться. Это же справедливо и в отношении гибкости в спорте. В тех видах спорта, где демонстрация гибкости приносила баллы (художественная гимнастика, акробатика и т.п.) за несколько десятилетий произошли радикальные изменения. Достаточно просмотреть журналы и книги по этим видам спорта чтобы почувствовать разницу между 60-ми, 80-ми, 90-ми...

Так что еще одна причина "переоценки ценностей" ─ это то, что со временем видишь такое чего не видел раньше.

Таким образом, я насчитал три причины изменения пристрастий:
1) просвещение в области гибкости ─ лучшее понимание того, что делает исполнитель,
2) привыкание, желание чего то новенького,
3) повышение общего уровня "мировых стандартов" гибкости.

Еще несколько примеров из личного опыта автора.

Недавно VYUV дал мне найденное им в сети видео выступления Дали Куткайте (для меня этот клип имеет особую сентиментальную ценность). Обсудили увиденное. VYUV ─ как человек несколькими годами  помоложе ─ не мог поверить, что Куткайте в свое время мне казалась просто "гуттаперчевой девочкой" без единой косточки в теле. До прямой ноги (одной) назад доставала головой - с ума сойти можно:

Даля Куткайте. 1980-е

В то время (начало 80-х) гимнастками как раз был освоен этот уровень гибкости. Возможно, что просто на Дале Куткайте я впервые это заметил... Но, мне все-таки кажется, что Даля была одной из первых.

К тому же Куткайте - как приближенная к Европе жительница Прибалтики - одна из первых стала выступать в купальнике из чистой синтетики, которые казались - ну очень обтягивающими. Я даже читал где то (в тогдашней периодике) осуждение этой практики. Смысл высказываний был такой: "ну зачем уж добиваться такого полного обтекания и отсутствия складок на одежде...? Наше старое доброе х/б трико и здоровее и приличнее..." Предлагаю всем взглянуть самим о чем идет речь. Посмотрите как выглядят ее купальники в сравнении с современными костюмами :))) Были периоды в 80-е -- 90-е когда у гимнасток можно было буквально все ребра пересчитать... Но, тема эволюции гимнастического купальника пожалуй потянет на отдельную статью! Желательно привлечь специалистов, а лучше - специалисток:) А пока, не могу отказать себе в удовольствии - помещу здесь еще одно фото Дали Куткайте:

Еще одной из художниц, ассоциирующихся у меня с новым уровнем гибкости была Венера Зарипова (не путать с Аминой, новички! С Каримой Зариповой - тоже не путайте:))). Венера Зарипова - экстремалка 80-х годов:

Венера Зарипова

Опять же, "квалифицированный зритель" понимает, в отличие от меня тогдашнего, что для того чтобы эту позу принять в прыжке, нужно иметь изрядный запас пассивной растяжки и гибкости.

Это фото я впервые увидел находясь в гостях у знакомого. Оно было в очередном номере "Комсомольской правды" в которую мой друг уже успел что то завернуть. В те годы КП выписывали почти все, в том числе и я. Помню, что я еле дождался момента когда дошел до дома и вытащил из почтового ящика свой экземпляр газеты. Фото я немедленно вырезал. Когда то оно было черно-белое. Вот эта вырезка перед вами - пожелтевшая от времени. К стати, подобных "историй с фотографией" и "фотографий с историей" вероятно могут многие рассказать. Предлагаю излагать иногда в газете какие то памятные случаи - может быть забавно:)

Номер китаянки Li Li Ping я увидел впервые по ТВ в 80-е годы (сопоставив с другими жизненными событиями могу сказать точно, что это было до 1986г). Мне это показалось чем то запредельным - краем света. Сейчас же, я уже знаю, что китаянки (тогда особенно) больше работают на тазобедренных суставах... Сейчас этот номер Li Li Ping смотрится больше как эквилибр с пиалами. Тогда, когда она лежа на груди согнула ноги и обхватила их руками у меня крышу снесло. Примерно вот, что это было:

Ли Ли Пинг

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что Ли Ли Пинг тогда была погибче, чем на этом фото.

Еще в одной цирковой программе видел номер двух монголок (имена типа Оуючинмэг иЭрденцецег). Выглядели они похоже на эти фото, хотя, очень вероятно это "клоны" - аналогичные номера (у монголок номера часто передавались от одного исполнителя другому):

Монгольские каучуки

Они как раз гнулись вполне каучуково - в позвоночнике, делали двойные и тройные складки. Сейчас тоже смотрелось бы хорошо - но, им обоим было далеко до Кристины Киреевой, Иванки и многих других артисток дошедших в разминании позвоночника кажется уже до анатомических пределов. Кажется уже и гнуться больше некуда... Интересно, что дальше они придумают гнуть?

Тогда же мне казалось что у этих монголок тела просто расплавились и потекли - особенно когда одна сложилась в тройную складку а другая на ней сделала стойку. Впечатление усугублялось тем, что в отличие от тогдашних китаянок, одетых по их китайскому "канону" (все тело закрыто, ша ногах просто брюки в которых удобней работать в поле, чем исполнять каучук), монголки были в таких блестящих бикини - тогда это казалось просто минимумом возможной одежды.

Приведенное выше фото (слева, цветное) я увидел в свое время в журнале "Монголия" и вертел его так и эдак... Надо сказать, оно мне и сейчас нравится, несмотря на то, что я видел спины и погибче.

Помню, было фото в газете "Собеседник" (тоже в 80-е годы) от которого я не мог глаз оторвать... Кажется - это оно:

Современный фан может сказать - ничего особенного. Для меня "особенным" поражающим фактором тогда было именно их взаимное расположение - такая зигзагообразная конструкция... Костюм тоже хорошо работал на образ "змеиности" и "безкостности". Опять же, с тех пор доводилось встречать и кое что более змеиное во всех смыслах.

И раз уж зашла речь о монголках, приведу пару фотографий номера, который я видел в Ярославле в 1988г. своими глазами. И тоже, тогда он мне показался совершенно экстремальным и запредельным. Трудно сказать, как бы я его оценил сейчас. По моему, в номере был трюк, когда голова девушки проходила между прямыми (или почти прямыми) ногами...

Талбаа Оуоунцацран. Выступление в ярославском цирке, 1988г.

Фото слева - из газеты "Советсткая культура" (29 октября 1988г), справа - из ярославской областной газеты "Юность".

На этом, я, пожалуй, закончу делиться воспоминаниями с комментариями. По моему, приведенное вполне подтверждает предложенную "теорию изменения вкусов" фанов конторсии.

Любопытно, что еще готовит нам будущее... Что то мы будем смотреть?

SnakeL,

Ночь с 3-го на 4-е декабря 2003, Ярославль




Назад на плазму
Сайт управляется системой uCoz