Наше время идёт! Читайте также:
» Как меняется восприятие конторсии со временем.
« Недра гибкомании.
« О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Часть II.
• И многое другое

One_S: 31 октября 2003, № 25
О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Часть III.

Здравствуйте.

Как Вы уже знаете, в третьей части статьи пойдет речь об основных художественных приемах, имеющих своей целью помочь в создании оригинальных и насыщенных образов, отражающих столь любимый всеми нами вид искусства. Сразу же могу заметить, что хотя субъективизма в данном вопросе не меньше, чем в предмете предыдущей части, зато о многих аспектах можно говорить вполне определенно. Причина этого заключается в том, что, как совершенно верно заметил Марат в своей статье, наше восприятие эмоционально окрашено, и его проявления являются в значительной мере общими независимо от предмета. Поэтому неудивительно, что одни и те же приемы используются и в литературе, и в живописи, и в фотографии и кино. Конечно, они имеют особенности реализации, в зависимости от вида искусства. Но цели и средства, в рамках близких культурно-исторических традиций, будут едиными.

Первой, и более всего лежащей на поверхности группой приемов является композиция. То, что включает в себя общее пространственно-геометрическое построение сцены, освещение, ракурс, под которым должен видеть происходящее зритель и т.д. Сюда же относятся и приемы визуального акцента и контраста, использование контура, заднего плана, цветовое решение, эффекты напряженности и взаимодействия между отдельными элементами сцены, передача движения и пр. Эта часть данной статьи планировалась достаточно объемной, как по количеству рассматриваемых понятий, так и, соответственно, по размеру. Но от подобного шага меня предостерег главный редактор, и не зря. Действительно, добавить что-то новое в данной области я бы точно не смог, поскольку не являюсь профессиональным фотографом (а являюсь обычным любителем, так же как и большинство из Вас). Поэтому было бы неблагодарным занятием пересказывать работы по изобразительному искусству и фотографии, которых как в сети,
так и в печатном виде более чем достаточно. Вы сами можете ознакомиться, что значит "белый верх, черный низ" и наоборот, как влияет на построение сцены воображаемая линия раздела в нижней трети, верхней и посредине, как воспринимается движение при построении диагонали "левый низ - правый верх" и т.д. И все же целиком исключать данный вопрос мне тоже не хотелось, поэтому я, надеюсь к Вашей радости, размещу пару оригинальных, как по мне, иллюстраций, и кратко их прокомментирую.

Первая фотография - очевидно рекламный снимок, сделанный профессиональным фотографом, демонстрирует необычный ракурс, с акцентом на рекламируемый товар - кроссовки (а не девушку, как Вы могли подумать :), хотя и жаль...). Нужно совсем немного времени, чтобы убедиться - это просто милый шпагат, а не равновесие у стены. Намеренное искажение привычной линии "пол-стена" (обратите внимание на положение кроссовок) создает впечатление "подвешенности" элементов кадра, за которое непроизвольно "цепляется" взгляд.

На следующей иллюстрации контрастно выделенное лицо модели является своего рода "центром тяжести" композиции. Но фотографу одной, весьма красиво прогнувшейся девушки, было мало. И он ее удвоил, великолепно "схватив" момент, когда оба взгляда - и основной, и отраженный - смотрят в камеру (тонкая работа), что создает завораживающую иллюзию "потустороннего" присутствия еще одной гимнастки. И вот уже "верхняя" выполняет свой элемент на "нижней".

Перейдем теперь к теме, поднятой Маратом в своей статье. Как Вы могли прочесть в его работе, одним из важнейших элементов восприятия является психоэмоциональный фактор. Действительно, значительная часть происходящего вокруг нас кроме нейтральной окраски имеет и более-менее выраженную принадлежность к основным группам эмоций. Причина в том, что в основе восприятия лежит ассоциативный характер нашего мышления. Мы соотносим происходящее со своим накопленным в подобной ситуации опытом и это вызывает ответную эмоциональную реакцию.

Но опыт - вещь абсолютно индивидуальная. Исходя из этого можно предположить, что и ответная реакция будет различаться в очень широких пределах. И даже ее может не быть вообще. Или, с чьей-то точки зрения, она будет неадекватной. Вот скажите, какие эмоции вызывает у Вас созерцание того, как Вашему другу вгоняют в "мягкое место" пятисантиметровый шприц? С Вами все понятно :). А у медсестры? У нее, в свою очередь, вид Вашего ноющего друга вызывает эмоции, переходящие в желание взять шприц на 10 см. Или сделать три укола подряд. Вы попали в операционную (вариант - родильное отделение) и свалились на пол без сознания. А хирургу и акушеркам - хоть бы что. Хотя есть вариант, что распечатав свои любимые фото и показав этому непробиваемому медику, с отвисшей челюстью можно будет обнаружить уже его.

К чему это я? Мы несколько раз пытались на форуме разговорить гимнасток на тему "как такое может быть и что они при этом чувствуют". И натыкались на некоторое непонимание животрепещущей темы. Вы помните, как две девушки, сидя дома у Гнучки, давали Вам ответы на поставленные вопросы? И когда их спросили, бывают ли они на сайтах, посвященных ХГ, они ответили, что "В основном смотрим сайты по музыке, кино...". Т.е. для них заветная тема (в отличие от нас) имеет нейтральную эмоциональную окраску. Это у них такой жизненный опыт, не иначе :). Причина кроется в том, что свои фантастические данные и навыки, за которые мы их так любим, они развивают совсем не потому, что кому-то именно эта сторона их подготовки нравится больше всего. Нет, удел любого профессионала - самоутверждение в среде таких же, все остальное отходит на задний план (и часто это отвратительно). Для того чтобы их реакция на Вас и взаимопонимание были соответствующими, придется очень многое предмету Вашей страсти пояснить и растолковать. И еще не факт, что Вас поймут.

Некоторые могут возразить - девушки, мол, сами занимаются, все умеют, и им уже детали не так интересны. А их тренерам? В СГ вообще многие тренеры - мужчины. Что они умеют в свои 50 лет и 100 кг? И ответной реакцией у многих, как мы уже знаем, является не воспарение к небесам в нирване, а быстрая раздача подзатыльников, если кто-то чего-то недогнул (варианты: недотянул, недопрыгнул, недокрутил и т.д.). И это, как Вы понимаете, притом, что хотя некоторые из них когда-то занимались, сейчас на предложение прогуляться к шведской стенке пошлют любого..., ну Вы поняли. Нет, они сами уже почти ничего не умеют. Но они каждый день до чертиков устают от того, что заставляют делать это других. Вот он, опыт человеческий, легко меняющий восторг на рутину привыкания. Прагматизм бытия, однако. Ведь смотрите: на угрозу жизни все одинаково реагируют испугом (ну, кроме психически больных) - природа постаралась. На обнаженное тело - сексуальным возбуждением (ну, кроме голубых). Тоже природе спасибо. Любовь же к искусству, в разных его формах, человек должен на основании индивидуальных предпочтений лелеять в себе сам. Тут милостей от природы ждать не приходится. Не поможет она, к сожалению, в понимании музыки Дворжака или номера "Prismatik" Джессики Джакинто. Так то.

Тогда следующий вопрос - а чем же отличаемся от остальных МЫ? Да просто самой высокой ответной эмоциональной реакцией на нашу любимую конторсию и наибольшим (почти безграничным) уровнем насыщения. Мечта любого наркоторговца :). Из чего это проистекает? Для нас данный вид искусства имеет высшую эстетическую ценность, средоточие прекрасного. А, скажем, по Канту - эстетика есть наука о "правилах чувственности вообще". Т.е. для нас это проявление "чувственности вообще". И ведь самое главное - это прирожденное, и это искренне. Бывает ли такое у исполнителей? Я как минимум знаю троих (на самом деле гораздо больше, ну да ладно...): Т. Лязгину, И. Викторову и кое-кем здесь нелюбимую Roze Zone. А ведь двое последних - в своем роде уникумы, поскольку начинали заниматься в 15-17 лет. У них могло и не получиться, они это понимали, но любили искусство настолько, что стали профессиональными исполнителями. Уважаю. Искать надо таких же - у них обо всем и спрашивать.

Теперь остановимся немного подробнее на том, какие "цвета" может принимать эмоциональная окраска и как соответствующая им реакция может быть использована применительно к обсуждаемой нами теме. Априори будем считать, что эмоция удивления постоянно присутствует :), поэтому рассмотрим для примера спектр эмоций испуга и юмора.

Как уже отмечалось выше, испуг - одна из основополагающих эмоций и защитных ответных реакций, как для человека, так и для высших млекопитающих. Именно это "животное" и глубинное происхождение эмоции делает ее, несомненно, одной из самых сильных и труднопреодолимых. Даже те, кого практически никакие другие эмоции (сострадание, жалость, радость, скорбь и пр.), коими режиссеры стараются наполнить свои фильмы, не "прошибают", любят посмотреть хороший триллер, чтобы хоть иногда почувствовать сжимающийся внутри комок. Есть предположение, что мы, глядя на фотографии с наиболее экстремальными конторсионными трюками, особенно если наблюдаем их вблизи и в живую (на сцене или арене), также "западаем" на испуг и подсознательное беспокойство за здоровье и жизнь исполнительницы. Понимая, что выполняемые ею элементы обычного человека уже привели бы к серьезной травме, мы переживаем весь спектр эмоций: тревожное напряжение - различная степень испуга - шок. Последний возникает, если исполнитель действительно получает травму (не из той оперы, но видел на представлении, как гималайский мишка впился всей челюстью в ногу дрессировщика - сердобольные дамы попадали в обморок...), или, иногда, для пущего эффекта, делает вид, что получил. Я считаю, правда, что до такой степени ни исполнителя, ни зрителя доводить не стоит, поскольку, как минимум, чревато созданием устойчивого стереотипа конторсии как эпатирующего искусства. А это плохо. Да и не должна она ассоциироваться у зрителя с болью и страданиями - так вообще ни одного исполнителя не останется :(. И, тем не менее, кое-что "незлобное", но волнующее, в композиции вставлять можно и нужно.

Рассмотрим для примера следующий снимок. Комментарии к нему будут примерно такими: все в кадре сделано для того, чтобы представить изогнутое тело девушки как ранимую "цель". Зритель с тревогой гадает: попадет, не попадет... Тем не менее "цель" своим спокойствием показывает, что "все под контролем", отчего смотрится совсем не беззащитной, а стоящей "над" ситуацией. Оригинально.

Что касается юмора, то некоторые могут возразить - и где же для него здесь место? Не скажите. Посмотрите лучше рисунки Марата-Сказочника. И в фотосессиях нередко смешное также является основной идеей - мне такие кадры очень нравятся. Прослеживая спектр эмоций данного типа, можно отметить комизм какой либо ситуации (просто смешное), гротеск, и аналог шока по степени воздействия на зрителя, кич: выпячивание абсурдности и несуразности сверх всякой меры. Последний сейчас очень любят театральные режиссеры и постановщики дешевых :) фильмов - также как и шокированием публики, кичем они добиваются эффекта эпатирования. А вот гротескные образы, в которых "посредством причудливого и контрастного сочетания правдоподобия и карикатуры создается особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно" (цитата из книги) выглядели и воспринимались бы "на ура".

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, посмотрим на предлагаемую фотографию. По-моему какие-либо дополнительные комментарии излишни.

Большую роль в степени восприятия любого (а нашего - особенно!) вида искусства играет степень приближенности происходящего к зрителю. Вдумайтесь - ведь это совершенно разные по насыщенности и глубине эмоции: наблюдать за интересным действом в бинокль с последнего ряда дворца спорта (тем более огромного стадиона), или на расстоянии вытянутой руки. Но проблема глубже, и, по сути, состоит не в конкретных метрах дистанции, если речь заходит о фотографии, а о том, насколько близким подано происходящее на снимке. Введя качественную градацию такой дистанции, можно выделить три уровня "удаленности": а) "рядом" - то, что происходит прямо перед Вашими глазами, в "домашней" обстановке (то, что Вы с девушкой находитесь в парке, на пляже и т.д., а не в своей гостиной совершенно не меняет сути); б) "на сцене" - Вы находитесь в нескольких метрах от исполнительницы, может даже не дальше, чем в пункте а), все прекрасно видите и слышите, но заговорить, а тем более прикоснуться не можете - вокруг такие же зрители, да и вообще это не принято; в) "олимп" - Вы отчетливо понимаете, что происходящее (под куполом цирка, на арене стадиона и пр.) значительно удалено и Вам отведена роль стороннего наблюдателя, без возможностей и перспектив значительно приблизиться.

К огромному сожалению, подавляющее большинство снимков по своей подаче как раз сделаны "на максимальном удалении". Сидящие на трибунах фотокорреспонденты различных изданий, сверкающие крупногабаритной оптикой и "стреляющие" ослепительными вспышками делают для народа обожаемые виды спорта и искусства, а также любимцев публики чужими и недоступными. Если Вы хотите понять разницу между "олимпом" и "сценой", то представьте себе две серии снимков, сделанных соответственно на главном ковре и за ширмой на разминке. Нет, бегающие рядом тренеры и родители вдоволь пообщаться с девушками Вам, конечно же, не дадут, но впечатления принципиально различны. Именно поэтому в последнее время столь высок интерес к обычным тренировочным видео, к съемкам "за кулисами". И абсолютно не от желания "подсматривать" - от желания видеть людей такими, какими они есть на самом деле, в привычной для них обстановке.

Соответственно максимальной степенью "близости" обладают домашние (или качественно сымитированные под них) съемки. Любительское видео и фото давно стали сенсацией на западе. Ничто так не поднимает доверие к происходящему, как понимание, что "по ту сторону камеры" находятся такие же как ты, с которыми очень легко себя ассоциировать. Успех "amateur XXX" кино, не к ночи будь помянуто :), полностью основан на этом факте. В свою очередь, удачный домашний кадр может в совершенно раскрепощенной манере показать то, что не всегда увидишь (и тем более сможешь рассмотреть вблизи) на многих публичных выступлениях.

И не надо себя сравнивать "вон с тем мускулистым парнем". Лучше ассоциируйте свою жену (подругу) вот с такой девушкой. Посмотрите на фотографию. В меру неубранная домашняя обстановка: ковер, диван, компьютер. У меня самого все это в комнате есть, и еще пианино :). И вот "ваша прелесть", прибежав домой с лекций или работы, заскочив по дороге в продмаг (стоящие рядом сумки подтверждают это предположение) говорит: "Я в этом общественном транспорте совсем засиделась, так ноги и спина затекли, мочи уже никакой нет. Ты как хочешь, ужин придется немного отложить, а мне надо срочно размяться...". Вы мечтаете о Кабаевой и Чащиной? Это не мечта, поверьте мне - это психоз. Вы же смеетесь откровенно над дурнушками, почему-то мечтающими об А.Губине? Так не повторяйте их ошибок. Мечтайте о такой девушке - и она одарит Вас таким теплом домашнего очага, что Вы и зимой с перепоя будете радостны как беззаботный негр.

Закончим наш сегодняшний разговор на этой веселой ноте и попрощаемся до следующего раза. Главный редактор подсказывает мне, что в любой достаточно объемной работе должны быть выводы. Обязательно будут. Не очень большие, но надеюсь хорошие для всех нас :). Комментарии и замечания отправляйте мне в инбокс или на канал "Создай трюк".

Всегда Ваш, one_s.

До свидания.




Назад на плазму
Сайт управляется системой uCoz