Наше время идёт! Читайте также:
» О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Часть II.
« Мы наносим ответный удар
« Интервью
• И многое другое

One_S: 17 сентября 2003, № 22
О художественном умысле. Если он, конечно, есть. Часть I.

Ко всем друзьям по счастью, единомышленникам, коллегам - добрый день.
Речь пойдет о таких неуловимых понятиях, как содержательность и неповторимость, притягательность и шарм. Я здесь не очень давно, так что многие перипетии обсуждений мною пропущены - если в чем-то повторюсь - не обессудьте. Ведь все мы, кроме чисто трюкового наполнения номера, хотим чтобы действие производило и художественно-эстетическое впечатление. Вчитываясь в канонический текст К. Топфера (если кто еще не читал - все на ffg2000.narod.ru за ссылкой на оригинал и переводом) мечтаем о том, чтобы накал страстей был не хуже, чем в постановках Барбары Ла Мэй, а конторсионистка своим выступлением заигрывала с публикой не меньше, чем Эми с медвежьей шкурой. Но где это все? Где фотографии, поражающие воображение глубиной и разноплановостью замысла? Где запечатленные на века напряжение, интрига, чувственность? Поговорим о том, что нужно делать, а чего делать явно нежелательно в достижении этой заманчивой цели.

Начнем с понятий более простых и доступных: содержательности и неповторимости. Что за этим стоит? В первую очередь сам по себе интерес, который будут представлять снимки. Кто-то сразу же возразит: в столь дорогой для нас всех области неинтересных снимков быть не может. Может. Чтобы понять, откуда они появляются, рассмотрим два небольших, но убедительных примера, сопоставив эти примеры с особенностями человеческого восприятия.

Итак, ситуация №1. Замечательная девушка выполняет великолепную, достойную восхищения тройную складку. Берем камеру и делаем с интервалом в 3 градуса по кругу 120 снимков этого чуда. Выкладываем фотографии с тумбнэйлами на сайте. Вопрос: сколько фотографий скачают? Ответ известен - по паре фотографий с каждой стороны, выбирая самый удачный ракурс, 1-2 спереди и столько же сзади. Человек, не обремененный проблемами оплаты доступа, скачает еще 5-6 штук (может быть...). А остальные 90% материала? Лишняя информация. Неинформативная. Как говорят жители крайнего севера: "подряд все книжки читай, шибко умный все равно не станешь", и это, в общем, правильно. Наш разум, для снижения бессмысленной нагрузки, самостоятельно выбирает главное, концентрирует на нем внимание и усваивает. Можно ли превратить все 120 снимков в информативные? Да, если слить их в видео, демонстрирующее плавный объезд камеры, т.е. движение. Оно будет восприниматься как единый кадр, распределенный по времени. Попытка замены движения увеличением количества статических кадров себя, мягко скажем, не оправдывает.

Таким образом, серия снимков должна показывать фотографируемый объект с нескольких наиболее выгодных ракурсов, захватывая как можно большую информационно насыщенную часть. Скажите, Вас часто раздражали фотографии акробатических дуэтов или групп, на которых изображена только "нижняя" с торчащими наверх непонятно чьими руками? Это происходит из-за непродуманного "подрезания" кадра, и такие промахи допускают иногда даже профессионалы. Крупный план - это прекрасно, но когда он искажает общую картину, надо брать фотобумагу побольше (или камеру с большим количеством мегапикселей).

Переходим к ситуации №2. По окончании первого года занятий в ДЮСШ на отделении ХГ было решено сделать памятный альбом. Для индивидуальных снимков выбрали кадр, на котором девочки (каждая в отдельности) делает шпагат у станка, держась правой рукой за перекладину, а левую кокетливо отведя в сторону. Довольно симпатичная сцена. Пересняли таким образом 3 группы, всего около 80 человек. В семейном альбоме такое фото надолго привлекло бы внимание гостей, удивления и восхищения вроде "вот молодец, а какие носочки, коленки, улыбка, бантик..." сыпались бы одно за другим. В групповом альбоме такими эпитетами в полном объеме награжден первый снимок. Второй оценен хорошо, но короче: "и Марина прекрасно смотрится", третий: "и Настя так может", четвертый... Снимки с 15-го по 80-й просматриваются не более 1-2 секунд на предмет узнавания на них лиц девчонок.
Обидно? Конечно, но это плата за повторяемость. Особенностью восприятия является также и то, что при большом количестве анализируемых объектов похожая и общая для них информация неосознанно отходит на второй план, уступая место различающимся деталям. Неповторяемость - один из ключевых моментов для поддержания внимания. Это же и один из принципов создания коллекций: гораздо лучше сгруппировать воедино снимки с разными позами одной модели, получив законченное и разноплановое представление о ней, чем растаскивать ее фото по разным углам, как-то "бэкбенды", "шпагаты", "кноты" и т.д. Систематизация при этом может немного и страдает, но художественное восприятие, несомненно, значительно выигрывает, ведь личность - основа любого искусства.

На этом давайте прервемся до следующего раза. Ведь еще остались нерассмотренными "притягательность" и "шарм", а это гораздо, гораздо сложнее.
Комментарии и замечания отправляйте мне в инбокс или на канал "Создай трюк".

Всегда Ваш one_s.




Назад на плазму
Сайт управляется системой uCoz